Положение об эколого – туристическом отряде МБДОУ № 17 ст. Петропавловская «Капитошка»
План работы эколого – туристического отряда «Капитошка» на 2024 – 2025 год
Экологический туризм в ДОУ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, малой Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется эколого – туристическое образовательное направление. Актуальность работы - в формировании правильного образа жизни у дошкольников, профилактика и внедрение новых форм оздоровления детей, а также развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение представлений о природных и культурных особенностях родного края.
Для реализации плана работы была создана развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения. На территории детского сада проложили «экологическую тропу», маршрутные дорожки, по которым дети путешествуют. Исходя из комплекса условий большой, рельефной территории учреждения, интереса детей к окружающему миру, были организованы метеостанция, центры опытно-исследовательской деятельности на верандах, аптечная поляна, луг нетронутой природы, огороды, птичьи и беличьи кормушки (птичий столб). В помещении детского сада для успешной и качественной работы по проекту организовали: экологический уголок, живой уголок, лабораторию познавательно-исследовательской деятельности, огороды на окошках. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Специфика данной программы в том, что ребёнок должен почувствовать и познать природу, уникальность тех её представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребёнка и составляют его повседневное предметное окружение. Поэтому во время путешествий дети знакомятся, рассматривают растения и животных, которые растут и живут на территории детского сада. Это расширяет и обогащает первичные представления о себе, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, ребёнок накапливает элементарные представления из области живой природы, естествознания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Реализация задач дает возможность формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).
Деятельность дошкольников - это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, села, сада. Воспитанники дошкольного учреждения совершают туристические прогулки по определённым маршрутам. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия. Начинается путешествие с площадки, где дети делают разминку и получают спортивный инвентарь, а затем идут по маршруту дня. Каждый последующий маршрут не повторяется, чтобы детям было интересно. Каждая туристическая прогулка с различными заданиями, играми, познавательными беседами, экспериментами. Это всегда образовательная информация, физическая нагрузка и положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы. Прогулки дают новые знания, воспитывают у детей нравственные качества (организованность, отзывчивость, доброжелательность, учит налаживать взаимоотношения между сверстниками и взрослыми). Составной частью туристической прогулки является знакомство с историей родного края, станицы. В процессе восприятия различных предметов, явлений дошкольники получают опыт, который необходим для развития их мышления и речи. У детей развивается желание узнавать новое, расширяется кругозор, закладываются основы национального самосознания. Параллельно с познавательным развитием прогулки имеют большой оздоровительный (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление), спортивно-тренировочный эффект (физическая тренировка организма дошкольников, обучение преодолению естественных препятствий, обучение ориентированию на местности), развлекательный (игры, соревнования), практический (сбор урожая, листьев, шишек, лекарственных трав с помощью взрослых , различного природного материала), эстетический ( рисование на природе, лепка, аппликация, общение с друзьями). Как видим, туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной. Не случайно К.Д. Ушинский считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны, желание обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений. Знакомство и познание природы происходит не только в ходе рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов, бесед, а можно сказать в «живую», путём наблюдений, экспериментирования, труда на природе. Когда всё можно не только посмотреть, но и потрогать своими руками. Проект интересен тем, что он организован в виде игры-путешествия с элементами познания нового. Дети с удовольствием ходят по тропе, а на привалах выполняют задания, играют, общаются. Тем более, что путешествия запланированы не только по территории детского сада, но и по парку, прилегающему к детскому саду.
В работе активное участие принимают родители воспитанников. Они заинтересовались деятельность детского сада.
Современное дошкольное воспитание и образование – это не только деятельность педагогов и детей. В этом процессе полноправными и незаменимыми участниками являются и семьи воспитанников.
Образовательная, оздоровительная работа в вопросе развития детей, охраны и укрепления здоровья проводится с детьми и их семьями. У детского сада появились новые познавательные семейные экологические маршруты «Парк «Патриот», «Парк 30-леия Победы», «Сквер 80-летия Краснодарского края», «Первоцветы Северного Кавказа», «Насекомые нашего сквера», «Птицы наших лесов» Радует активное участие семей в различных экологических акциях, организованных в частности и по их инициативе. Так, при проведении акции «Зелёная роща», на территории детского сада были посажены деревья, за которыми они бережно ухаживают. Папы с детьми делают скворечники, кормушки, которые висят на территории сада и ближайшего парка. Это делает ценностным и значимым нашу профессиональную деятельность, потому что доброе дело связывает все поколения единым полезным, социально значимым делом, даёт возможность родителям увидеть своих детей в непривычной для них деятельности, помогает найти общие интересы, дела, а значит, помогает сплочению семей.
Параллельно происходит и самовоспитание молодых родителей, их обучение общению со своими детьми. Современные родители часто заняты своими проблемами, работой, не уделяют должного внимания к детям в вопросах нравственно-духовного развития, забывая, что личный пример и совместные дела являются лучшими «воспитателями».
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. Таким образом, семьей принимаются и выполняются социальные правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует поведение личности в интересах человека, семьи и общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.
Наши публикации на страничке в Соцсетях
Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!
Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!