Версия для слабовидщих

On

Off

 Приказ "О создании общественного объединения воспитанников «Эколого – туристический отряд «Капитошка»

Положение об эколого – туристическом отряде МБДОУ № 17 ст. Петропавловская «Капитошка»

План работы эколого – туристического отряда «Капитошка» на 2024 – 2025 год

 

Экологический туризм в ДОУ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, малой Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.  

Экологическое воспитание дошкольников –  одно из приоритетных направлений  воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование  культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью,  к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется  эколого – туристическое образовательное направление.     Актуальность работы -   в формировании  правильного образа жизни у дошкольников,  профилактика и внедрение  новых  форм оздоровления детей, а также   развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение  представлений о природных и культурных особенностях родного края.  

  Для реализации   плана работы   была создана  развивающая предметно-пространственная среда  дошкольного учреждения. На территории  детского сада проложили «экологическую тропу»,   маршрутные дорожки, по которым дети путешествуют.  Исходя  из комплекса условий  большой, рельефной территории учреждения, интереса детей к окружающему миру,   были  организованы   метеостанция,  центры опытно-исследовательской деятельности  на верандах, аптечная поляна, луг нетронутой природы, огороды,    птичьи и беличьи кормушки (птичий столб). В помещении детского сада  для успешной и качественной работы по проекту организовали: экологический уголок, живой уголок,   лабораторию  познавательно-исследовательской деятельности, огороды на окошках.     Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Специфика данной программы в том, что ребёнок должен почувствовать и познать природу, уникальность тех её представителей, которые стационарно проживают в  непосредственной близости от ребёнка и составляют его повседневное предметное окружение. Поэтому во время путешествий дети знакомятся, рассматривают растения и животных, которые  растут и живут на территории детского сада. Это расширяет  и обогащает первичные представления о себе, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве,  ребёнок накапливает  элементарные  представления из области живой природы, естествознания, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.  Реализация задач дает  возможность формировать у дошкольников  осознанно-правильное  отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится  на  её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе,  её представителях, знакомятся  с народными приметами,  литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые  поручения   что даёт возможность понять  меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию  что человек – часть природы. Процесс осознанно-правильного отношения  к природе сопровождается различными  видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).

Деятельность дошкольников -  это  путешествия  в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными  обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, села, сада. Воспитанники дошкольного учреждения  совершают туристические прогулки   по определённым маршрутам. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия. Начинается  путешествие  с   площадки, где дети делают разминку и получают спортивный инвентарь, а затем идут по маршруту дня. Каждый последующий маршрут не повторяется, чтобы детям было интересно. Каждая  туристическая прогулка с различными заданиями, играми, познавательными беседами, экспериментами.  Это всегда образовательная информация, физическая нагрузка и положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы. Прогулки дают новые знания, воспитывают у  детей  нравственные качества (организованность,  отзывчивость, доброжелательность, учит налаживать взаимоотношения между сверстниками и взрослыми). Составной частью туристической прогулки является знакомство с историей родного края, станицы. В процессе восприятия различных предметов, явлений  дошкольники получают  опыт, который необходим для развития их мышления и речи. У детей развивается желание узнавать новое, расширяется кругозор, закладываются основы национального самосознания.  Параллельно с познавательным развитием прогулки имеют большой оздоровительный  (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое  оздоровление), спортивно-тренировочный эффект (физическая тренировка организма дошкольников, обучение преодолению естественных препятствий, обучение ориентированию на местности), развлекательный (игры, соревнования), практический (сбор урожая, листьев, шишек, лекарственных трав с помощью  взрослых ,  различного природного материала), эстетический ( рисование на природе, лепка, аппликация, общение с друзьями). Как видим, туристическая прогулка включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.  Не случайно К.Д. Ушинский считал, логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны, желание обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений. Знакомство и познание природы происходит не только в ходе рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов, бесед, а можно сказать  в «живую», путём наблюдений, экспериментирования, труда на природе. Когда всё можно не только посмотреть, но и потрогать своими руками. Проект интересен тем, что он организован в виде  игры-путешествия с  элементами познания нового. Дети с удовольствием ходят   по тропе, а на привалах выполняют задания, играют, общаются. Тем более,  что путешествия запланированы не только по территории детского сада, но и по парку, прилегающему к детскому саду.

В работе   активное участие принимают родители воспитанников. Они заинтересовались деятельность детского сада.  

 Современное дошкольное воспитание и образование – это не только деятельность педагогов и детей. В этом процессе полноправными и незаменимыми участниками являются и семьи воспитанников.  

 Образовательная, оздоровительная работа в вопросе  развития детей, охраны и укрепления  здоровья  проводится с детьми и  их семьями. У детского сада появились новые познавательные семейные экологические маршруты «Парк «Патриот»,  «Парк 30-леия Победы», «Сквер 80-летия Краснодарского края», «Первоцветы Северного Кавказа», «Насекомые нашего сквера», «Птицы наших лесов»   Радует активное участие семей в различных экологических акциях, организованных в частности и по их инициативе. Так, при проведении акции «Зелёная роща»,  на территории детского сада  были посажены  деревья, за которыми они бережно ухаживают. Папы с детьми делают скворечники, кормушки, которые висят на территории сада и ближайшего парка. Это делает ценностным и значимым нашу профессиональную   деятельность, потому что доброе дело связывает все поколения  единым полезным, социально значимым  делом, даёт возможность  родителям увидеть своих детей в непривычной для них деятельности, помогает найти общие интересы, дела, а значит, помогает  сплочению семей.

Параллельно происходит и самовоспитание молодых родителей, их обучение общению со своими детьми. Современные родители часто заняты своими проблемами, работой, не уделяют должного внимания  к детям в вопросах нравственно-духовного развития, забывая, что личный пример и совместные дела являются лучшими «воспитателями».  

Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются  быть образцом  духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей.  Таким образом,  семьей принимаются  и выполняются социальные   правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует  поведение  личности в интересах человека, семьи и  общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.

Наши публикации на страничке в Соцсетях

Мы с природой дружим, мусор нам не нужен! 

Синичкин день

Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!

 

Обратная связь

Друзья сайта

Закрыть

Друзья нашего сайта